Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Москва слезам поверила!

Культовый фильм советского времени «Москва слезам не верит» снимали с большой неохотой, и никто не верил в успех картины, впоследствии получившей «Оскар»


      Прыжок через 20 лет
      Название для своей работы сценарист Валентин Черных позаимствовал из выражения русского фольклора «Москва бьёт с носка и слезам не верит».
      Автор показывал свой сценарий многим маститым режиссёрам, но никого из них он не заинтересовал.

     — Я на сценарий тоже не сразу среагировал, — вспоминает Владимир Меньшов. — Единственное, что меня привлекло, — это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение — прыжок в 20 лет, то сразу стал думать, как бы я снял картину. Потом появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато» начинает актёрскую карьеру, и история с хоккеистом Гуриным, который влюбился в героиню Ирины Муравьёвой.
      Работа над фильмом началась в 1978 году. Съёмочная группа в картину не верила и считала её немодной. Все говорили: «Ну что мы снимаем? Вон на соседней площадке Абдрашитов что творит! А мы тут чем занимаемся — непонятно»...
      И всё же Меньшову удалось довести дело до конца.


      «Не сразу всё устроилось...»
      На роль сорокалетнего Гоши пробовались многие. Кроме Виталия Соломина и Игоря Охлупина её примеривал на себя и сам Владимир Меньшов.
      Алексей Баталов сначала отказывался играть, но в конце концов согласился. И его утвердили без всяких проб.
      На роль Катерины приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову. Но обе актрисы отказались. Купченко не понравился сценарий. А Терехова предпочла стать Миледи в «Трёх мушкетёрах».
      Тогда Меньшов предложил эту роль жене. Для Веры Алентовой картина, по сути, стала дебютом...


    

  Кстати, судьбы Кати Тихомировой и самой Алентовой во многом схожи. Обе приехали в Москву из провинции. Обе, прежде чем заработать в столице квартиру, намаялись в общежитиях. Алентова рожала и растила дочь Юлю, живя в общежитии Театра им. А.С. Пушкина. А супруг Владимир Меньшов в это же время жил в общежитии ВГИКа. И вскоре их семейная лодка разбилась о быт. Алентова и Меньшов приняли решение расстаться. Но удивительно, что, прожив не один год врозь, Вера и Владимир вновь соединили свои судьбы.
      — То, что мы снова стали жить вместе, — большое счастье. Я уверена: разлука пошла нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка сделали бы это позже. Но уже никогда бы не соединились, — считает Алентова.
      Баталов уговаривал родителей, а Муравьёва плакала
      — Как только мы определились с Алентовой, — рассказывает Меньшов, — то захотелось видеть в роли дочери Александры Наташу Вавилову. Но её родители были категорически против съёмок. Они устроили дочь на курсы в МИД и не хотели, чтобы она отвлекалась от учёбы. Наташа даже не подходила к телефону. Мы начали съёмки без Александры, и тут мне пришла в голову мысль попросить Баталова съездить к родителям Наташи. Мы позвонили в дверь, нам открыли, перед Наташиными родителями стоял Баталов. Они были потрясены. А Алексей даже не знал, о какой девочке идёт речь, но, когда её увидел, попросил родителей: «Отпустите, не такая уж у неё большая роль. Наташа сможет совмещать съёмки и учёбу». Родители дали согласие. А в итоге Наташа бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой...
      На роль Людмилы, подружки Катерины, пригласили Ирину Муравьёву. Она признавалась, что на просмотре фильма расплакалась: такой вульгарной ей показалась её героиня, но после оглушительного успеха фильма («Москва слезам не верит» получила «Оскара») Ирина Вадимовна успокоилась.


      «Оскар» для КГБ
      Принималась картина худсоветом «Мосфильма». Члены совета обвиняли Меньшова в том, что фильм сделан на грани пошлости. А директор «Мосфильма» Сизов в приватном разговоре с режиссёром попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты: «Гришин (член Политбюро ЦК КПСС. — «Ё!») на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!». Однако Меньшов упёрся и ничего сокращать не стал —фильм пошёл на дачи к высшему руководству страны в первоначальном варианте. Чуть позже режиссёр спросил у Сизова, как на картину отреагировал Гришин. Директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да что Гришин! Брежнев в восторге!». Судьба фильма была решена.

 

              Выход картины руководство «Мосфильма» решило приурочить к 8 Марта.
      В течение первого года фильм посмотрели 85 миллионов человек. Его купили сто стран мира. В США первой наградой «Москвы...» стал приз прокатчиков Америки — купленный за 50 тысяч долларов фильм за 12 месяцев собрал 2,5 миллиона. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек — режиссёр Меньшов.
      Приглашение на церемонию вручения призов Американской киноакадемии — знаменитых «Оскаров» — американцы прислали прямо на домашний адрес режиссёра! Но Меньшова не пустили. А после того как в Америке за наградой вышел атташе по культуре советского посольства, иностранная пресса раздула скандал: «Оскара» вместо невыездного Меньшова получил работник КГБ!
      Сам режиссёр о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира, узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии, 31 марта, он пытался слушать «Голос Америки», но «глушилки» в СССР работали исправно. Особенно в этот день. Меньшов так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино. Начальство, потупив взор, пробормотало: «Поздравляем, картина получила «Оскара».
      На что Меньшов в запале выругался:
      — Опять всё профукали!


      «Картина про меня»
      Фильм, разнесённый в прах советской кинокритикой и чиновниками от культуры, стал поистине визитной карточкой нашего кино. Режиссёра заваливали письмами тысячи «Катерин», которых, по их словам, фильм вернул к жизни. В одном из писем мать-одиночка признавалась, что, оставшись без крыши над головой и с ребёнком на руках, совсем уже отчаявшись, собралась наложить на себя руки, но... посмотрев фильм, решила поспорить с судьбой и в конце концов победила.
      — Мы получали очень много писем, — вспоминает Вера Алентова. — И почти в каждом были слова «эта история про меня». «Историей про меня» фильм называли и в Канаде, и в Париже, и в Анголе, и в Гвинее. Оказалось, что похожая судьба ожидает любую девушку, попавшую в столицу абсолютно любой страны.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











Сайт управляется системой uCoz