Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Шлягерное прошлое

Многие песни, созданные советскими композиторами и поэтами, пошли в народ и настолько пришлись ему по душе, что со временем авторство популярных хитов начинали приписывать самому народу.
     

     Имя твоё неизвестно, песня твоя бессмертна
      В песне «Там, вдали за рекой, засверкали огни» настолько эмоционально была передана суровая обстановка Гражданской войны, что советские граждане даже не сомневались, что сочинили её те самые будённовские войска, фигурирующие в тексте куплета... А настоящий автор песни эстонец Николай Мартынович Кооль жил себе в Москве, тихо радовался, что его детище с таким успехом шагает по стране, и даже не помышлял заявлять о каких-то правах.
      До 16 лет Николай с отцом жил на хуторе в Боровичском уезде, а во время Гражданской войны пошёл служить в ряды Красной Армии и попал в Ходынские военные лагеря под Москвой. Там он и сочинил красивую, грустную песню о молодом бойце из будённовских войск, погибшем за рабочих. В качестве музыкального оформления он позаимствовал мотив старой песни каторжников «Лишь только в Сибири займётся заря». Уже позже песню довёл до ума композитор Борис Александров. А тогда произведение Николая очень понравилось товарищам-солдатам, которые после демобилизации разнесли песню по всей стране — так она и стала народной.
      Кооль и позже пытался писать стихи и песни, но, к сожалению, не смог повторить успеха «Там, вдали за рекой».

 



      Мог ли Ленский спеть «Ой, цветёт калина»?
      Советские поэты и композиторы умели сочинять песни ну точь-в-точь как народные. На эту народность попались англичане и американцы, экранизировавшие в 1999 году «Евгения Онегина». По ходу действия фильма Ольга Ларина и Владимир Ленский трогательным дуэтом выводят: «Ой, цветёт калина...» — иностранцы не сомневались, что эта песня русская народная. На самом-то деле она появилась через сто с лишним лет после написания «Евгения Онегина» — её, а также песню «Каким ты был, таким остался» сочинили композитор Исаак Дунаевский и поэт Михаил Исаковский для фильма «Кубанские казаки» в 1949 году.


      Советские женщины не хотели любить женатого
      Ещё одна песня, претендующая в современных российских умах на звание народной, — «Огней так много золотых». Однако, судя по рассказам одного из её авторов, поэта Николая Доризо, песня про любовь девушки к женатику с трудом пробивала себе дорогу к этому самому народу.

     — Я показывал стихи разным композиторам, — вспоминал Николай Доризо, — но никто не рискнул написать к ним музыку. Тогда в почете были произведения о трудовых подвигах. А тут чуть ли не аморалка. Константин Симонов рискнул опубликовать стихотворение в «Литературной газете». И сразу же пошёл шквал возмущённых писем: «Чему нас учат? К чему призывают? Мыслимо ли, чтобы наша советская женщина любила женатого человека?!».
      И вот однажды, когда съёмки фильма «Дело было в Пенькове», к которому я написал песню «От людей на деревне не спрятаться», закончились, я проснулся в пять утра. Меня осенило — «Огней так много золотых» написана для этого фильма!
      В тот же день Доризо встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он тут же сочинил мелодию, и оба автора отправились к режиссёру Станиславу Ростоцкому. Тот, послушав «Огни», сказал, что песня хорошая, но фильм-то уже закончен... А через день Доризо позвонил директор киностудии: «Что вы за песню написали? Вся студия её поёт. Хоть бы мне напели». Уговаривать авторов не пришлось, и директор воскликнул: «Волей, данной мне Богом и ЦК, переношу сроки сдачи фильма!».


      «Подмосковные вечера» считали бездарной песней
      Песня «Подмосковные вечера» тоже была написана для фильма, только вот помнят его очень немногие. Владимир Трошин, один из первых исполнителей «Вечеров», вспоминает в своей книге историю этой песни.
      В 1956 году Владимир Константинович присутствовал в студии звукозаписи, где шло прослушивание двух песен, которые он исполнил для документального фильма «В дни Спартакиады», посвящённого I летней Спартакиаде народов СССР. И вот когда отзвучал заключительный аккорд, выяснилось, что запись на этом не кончается, а на плёнке есть ещё одна песня, которую написал композитор Соловьёв-Седой, а стихи сочинил поэт Михаил Матусовский. Исполнял её один известный в то время оперный певец. Оператор сказал, что это неудачный вариант песни, которую тоже планировалось включить в картину, но она не произвела впечатления на создателей фильма.
      Но Владимир Трошин сразу влюбился в чудесную мелодию. Он стал просить композитора Соловьёва-Седого, чтобы он позволил ему перепеть эту песню. Тот в ответ только рукой махнул.
      Как выяснилось, эта песня уже изрядно замучила композитора. Руководство кинокартины просмотрев эпизод, к котрому она была написана и Соловьёву-Седому сказали:
      — Уважаемый Василий Павлович, мы послушали песню и, говоря откровенно, не понимаем, куда делся ваш талант.
      Композитор был сильно обижен и хотел побыстрее забыть о существовании «Подмосковных вечеров». Однако Трошин и Матусовский, объединив усилия, всё же уломали его сделать одну пробную запись. И песню одобрили и даже вставили в фильм небольшой фрагмент, куплета полтора.

 

 











Сайт управляется системой uCoz