Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Братская помощь

Товары, произведённые в странах соцлагеря, высоко ценились в Советском Союзе


      В советские времена нам внушали, что СССР — лучшая в мире страна: и армия самая сильная, и люди самые счастливые. Только вот несознательное население почему-то было уверено: слово «импортный» означает то же самое, что «качественный», — и всё норовило купить что-нибудь закордонное. А поскольку настоящую «фирму» (вещи, производимые в капстранах) достать было трудно, люди довольствовались товарами из братских социалистических стран.


      Товары не для всех
      В СССР польские стенки и чешский хрусталь считались признаком благополучия. Вспомните фильм «Девушка без адреса», где одна из героинь произносит примерно такие слова: «Что вы, что вы, это же богемский хрусталь! Его нельзя трогать, на него можно только смотреть». Чешское стекло и хрусталь доставали по огромному блату, через пятые руки и с большой переплатой.
      Ещё одним предметом роскоши считался гэдээровский фарфоровый сервиз «Мадонна». Его покупали по знакомству и на долгие годы ставили под стекло в стенку производства Польской Народной Республики.
      А чтобы стать счастливым обладателем импортной мебели, необходимо было записаться в профкоме, стать на очередь и ещё два года ждать, когда придёт заветная открытка.


      Делаем ноги!
      В бывшем Советском Союзе производилось такое количество обуви, которое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вместе взятых. Тем не менее потребители предпочитали импортную. Так, в советские времена очень модной была обувь чешской фирмы «Цебо». Достать её было трудно, поэтому те, кому это удавалось сделать, считали необходимым похвастать ею в кругу своих знакомых и друзей.
      На вес золота была не только чешская обувь, но и финские дутые сапожки, или, как их ещё называли, «дутики». И неважно, какого они были цвета, порой даже размер не имел значения. Главное — что они были финские.
      Кстати, для советских людей экзотикой были даже полиэтиленовые пакеты. Поэтому счастливчики, которым удалось достать импортную обувь или одежду, упакованные в красочные пакеты с ручками, берегли их как зеницу ока: стирали, высушивали и ходили с ними только по праздникам.


      Дым Болгарии нам сладок и приятен
      Несколько десятилетий назад Болгария была известна нам благодаря таким товарам, поставляемым в СССР, как зелёный горошек, болгарский перчик, маринованные огурчики, зубная паста «Поморин» и сигареты.

  На советском табачном рынке болгарские сигареты занимали лидирующие позиции среди другой импортной продукции. На их долю приходилось около 20% потребляемых в нашей стране табачных изделий. Эти объёмы достигали 85% всего болгарского экспорта.
      Сигареты «Стюардесса», «Родопи», «ТУ-134», «Опал», «Интер» в мягкой пачке считались хорошими, потому что были с фильтром и стоили 35 копеек. Престижными были болгарские сигареты «ВТ» в твёрдой пачке.


      Жевать — не переживать

      Жевательная резинка лет 30 назад была таким же недосягаемым для большинства жителей СССР символом заграничного благополучия, как фирменные джинсы или «Пепси-Кола». Для тех, кто рос в 70-е годы, жвачка ассоциировалась с канадскими хоккеистами, которые постоянно жевали резинку. Первые жвачки, появившиеся в Советском Союзе, были эстонскими — только в этой республике в 70-е выпускали такое необычное лакомство. Эта жевательная резинка была похожа на ириски и выглядела довольно непрезентабельно.
      Зато ценились чешские жвачки «Педро» в красочных обёртках и с клубничным вкусом. Достать их было нелегко, поэтому дети жевали их по нескольку дней. Верхом счастья для детворы было выиграть жвачку в лотерею в чешском луна-парке, который гастролировал по городам СССР, в том числе и в Воронеже.
      Позже конкурентом «Педро» стала жевательная резинка «Турбо» с цветными вкладышами, на которых были изображены различные модели машин и мотоциклов. Продавалась эта жвачка исключительно с рук и стоила немалых денег — 1 рубль 50 копеек.
     
      В ТЕМУ
      Легенда об «Икарусе»
      Как венгерский автобус стал советским    

 


      В ноябре 1956 года в Москве начали проводиться тестирования автобусов из-за рубежа. Тогда лучшими стали французский автобус «Шоссон», венгерский «Икарус» и немецкий «Бюссинг». Больше всего понравился «Икарус», и это определило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР.
      Первые «Икарусы» 55-й и 66-й (люкс) моделей, появившиеся в 60-е годы, обслуживали междугородные и туристические линии. 66-й был способен развивать скорость до 100 км/ч, что по тем временам было просто фантастикой. За скорость и непривычную обтекаемую форму автобусы называли ракетами. Это был один из самых удачных вариантов «Икаруса», выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.
      Партии «Икарусов-180» (так называемая «гармошка») стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. В эти автобусы влезало огромное количество людей — 180 человек. Их тогда в шутку называли пылесосами (всех желающих всосёт). Автобусы были бело-красного цвета, с маленькими окнами. По тогдашним временам они считались очень комфортными, их часто снимали в художественных фильмах начала 70-х годов.
      Всего по советским дорогам курсировало в общей сложности свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов», в том числе и привычные нам оранжевые автобусы. В дальнейшем закупки автобусов в Венгрии практически прекратились.

Сайт управляется системой uCoz