Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Машина вне времени

10 октября 2005 года исполнилось 45 лет легендарному горбатому «Запорожцу» — первому в Советском Союзе народному автомобилю


      Если об автомобиле стали слагать анекдоты, его можно с полным правом назвать народным. А баек о приключениях ЗАЗ-965 и его неразлучного приятеля 600-го «Мерседеса» существует едва ли не столько же, сколько было в своё время выпущено самих «Запорожцев». С октября 1960 года по май 1969-го их сделали 322116 штук.

 


      Догоним и перегоним!
      Рассказывают, что Никиту Хрущёва во время поездки в США в конце 50-х годов особенно поразили три вещи: кафе самообслуживания, где посетители двигаются с подносами вдоль стойки с блюдами, одноразовые бумажные салфетки и тот факт, что большинство американских семей имеет автомобиль. Вернувшись домой, генсек со свойственной ему энергией начал внедрять передовой опыт в советскую действительность. И 28 ноября 1958 года Совет министров СССР принял историческое постановление «Об организации серийного производства микролитражных автомобилей». Советскому автопрому предлагалось создать простой в производстве и эксплуатации, а главное — недорогой автомобиль. Тем более что данная рыночная ниша как раз опустела: в 1956 году МЗМА (нынешний АЗЛК) прекратил производство малогабаритного «Москвича-401» и перешёл на более комфортабельный и дорогой «Москвич-402», а до начала эры «Жигулей» оставалось ещё 10 лет...
      Разрабатывали машинку на том же МЗМА. Впрочем, «разрабатывали» — громко сказано: тамошние конструкторы, не мудрствуя лукаво, скопировали итальянский «Фиат-600» 1955 года, считавшийся тогда одной из наиболее удачных машин в своём классе.
      Серийное производство автомобильчика было организовано на запорожском ордена Трудового Красного Знамени заводе «Коммунар», до этого выпускавшем сельхозтехнику. Мотор для «горбатого» — с воздушным охлаждением и мощностью 23 л. с. — стали делать на Мелитопольском моторном заводе, ранее специализировавшемся на судовых дизелях. 18 июня 1959 года на свет появился опытный образец под кодовым индексом 444, а уже через год, 10 октября 1960 года, с коммунаровского конвейера сошёл первый серийный ЗАЗ-965. Стоил он 1800 рублей, позже цену подняли до 2300.


      Авто с достоинствами и недостатками
      Автомобилисты сразу полюбили маленький тарахтящий автомобильчик — его ласково называли «Жужей» и прощали нюансы эксплуатации. Сюрпризов хватало, особенно на первых машинах: передняя подвеска (торсионная, как у танков!!!) со временем теряла упругость, а двигатель в жару быстро перегревался. Двери у «горбатого» открывались против движения (сейчас это запрещено ПДД). Передние сиденья крепились четырьмя болтами прямо к днищу безо всяких салазок и регулировок.
      Узлы управления ЗАЗ-965 были незатейливы настолько, что это выглядело как дизайнерский изыск. Особенно поражал своей простотой переключатель поворотников. Находился он на приборной панели (почему-то ближе к пассажиру) и являлся обычным трёхпозиционным тумблером — правда, очень большим. Из приборов присутствовали спидометр, указатель уровня топлива и атрибут дорогих спортивных болидов — датчик температуры масла. Двигатель-то был воздушного охлаждения, и температура масла являлась жизненно важным параметром.
      Ручка подсоса находилась на полу, рядом с ручником. Из-за этого заводился «Запорожец» довольно затейливо: водитель лез куда-то между сиденьями, вытягивал подсос, после чего заводил ключом. Работал мотор тоже непривычно. На холостом ходу он даже мог показаться тихим. Но стоило машине тронуться с места, как салон наполнялся таким грохотом!
      Ездить «Запорожец» умел, иногда даже быстро. Правда, на скоростях под сотню масло в двигателе банально выгорало километров через 150. Передняя подвеска была жёсткой, а задняя, наоборот, мягкой. Из-за этого разогнавшийся «горбатый» становился непредсказуем. Один из его фирменных фокусов: если на ухабе зад машины подпрыгивал, оторвавшиеся от дороги задние колёса складывались и ЗАЗ-965 заваливался на бок... Правда, весила машинка всего 665 килограммов и вернуть её в приличное состояние водитель мог при помощи прохожих.
      Зато на сельском просёлке этой машине не было равных! Благодаря гладкому днищу, независимой подвеске и оптимальной (60% общей массы) нагрузке на ведущие колёса «горбатый» уверенно ползал даже по серьёзной грязи.

 


      По следам «Запорожца»
      С октября 1962 года начался выпуск модернизированного автомобиля ЗАЗ-965А с 27-сильным двигателем. На базе модели 965А выпускались «инвалидные» разновидности с ручным управлением. Существовал даже почтовый вариант «горбатого» — с правым рулём и ящиком для корреспонденции вместо заднего сиденья.
      А самый известный потомок ЗАЗ-965 — транспортёр переднего края (ТПК) производства Луцкого автомобильного завода, известный ещё как ЛуАЗ. Этот лёгкий плавающий вездеход предназначался для подвоза боеприпасов к переднему краю боевых действий, эвакуации раненых и сбрасывания на парашюте в любую точку присутствия частей Советской армии. Из-за последнего требования ТПК выпускался исключительно со съёмным верхом — чтобы в транспортном самолёте помещался. По аскетизму и отсутствию комфорта ЛуАЗ умудрился переплюнуть своего прародителя (например, согреться зимой под брезентовым тентом было нереально) — зато славился отменной проходимостью: его плавающий вариант с лебёдкой на передке до сих пор считается идеальной машиной для охотника и рыбака.
      В 1969 году на конвейере завода «Коммунар» произошла замена: вместо горбатого ЗАЗ-965 стали выпускать «ушастый» ЗАЗ-966. Тоже машинка легендарная — её внешний вид, по некоторым данным, позаимствован у немецкого гоночного «NSU Princ». Но это уже совсем другая сказка...




Сайт управляется системой uCoz