Сейчас трудно себе представить советскую комедию «Кавказская пленница» без «Песенки про медведей», а мультфильм «Антошка» — без одноимённого детского шлягера. И совершенно невозможным кажется то, что Леонид Гайдай до последнего не хотел брать «Медведей» в свой фильм, а Владимира Шаинского, сочинившего «Антошку», назвали бездарностью и выгнали из худсовета...
Гайдай хотел песню про Кавказ, а получил — про полюс
Композитор Александр Зацепин, долгое время работавший вместе с двумя Леонидами — Гайдаем и Дербенёвым, до сих пор с дрожью вспоминает работу над фильмом «Кавказская пленница»:
— Это было самое сложное задание в моей жизни.
Оказывается, Гайдай ни в какую не воспринимал «Песенку про медведей». Услышав готовый будующий хит, он сказал: — Мы снимаем фильм о Кавказе. Откуда белые медведи? Какой Северный полюс?!
— На Кавказе жарко. Вот студенты и мечтают о прохладе, — нашёлся Дербенёв.
Режиссёр скептически покачал головой и сказал, что ему, наверное, придётся пригласить другого композитора и поэта.
Зацепин подал заявлением об уходе. Однако тогдашний руководитель студии Иван Пырьев порвал заявление — он и не подозревал тогда, что спасает будущий хит. Впрочем, это не изменило настроения Гайдая:
— Что мне Пырьев? Не нравится мне песня, и всё!
Не помогло даже то, что за мелодию вступились Вицин, Моргунов и Никулин. При виде Гайдая они начинали голосить: «Ля-а, ля-ля-ля, ля, ля-ля». Тот только отмахивался:
— Песня должна нравиться народу, а вы не народ, вы артисты.
Гайдай сдался, только когда даже сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской начали дружно убеждать его, что он насчёт «медведей» не прав.
И только после выхода фильма извиняющимся тоном Гайдай признался Александру Зацепину:
— Ты знаешь, я слышал, как песню поют на улице.
Ещё один киношный шлягер Зацепина — «Остров невезения» — тоже появился в «Бриллиантовой руке» с большими трудностями. Теперь композитор не угодил Ивану Пырьеву.
— Сначала песни «Остров невезения» в сценарии не было. Но как-то Дербенёв принёс мне стихи, и я написал к ним музыку, — рассказывал Александр Сергеевич. — И так мне понравилась эта песня, что я пошёл просить за неё Гайдая. Он сказал, что песня хорошая, но вставить её некуда. Я предложил: «Почему бы Геше не показать свои таланты на палубе, когда герои Никулина и Миронова знакомятся друг с другом?». Миронов исполнил всё блестяще, и Гайдай сразу согласился. Но тут воспротивился Пырьев. А его слово решало на «Мосфильме» всё. Пырьева пришлось долго уговаривать...
|
«Антошка» полюбился советским пьяницам
С авторами песен к детским мультфильмам тоже приходилось нелегко. Например, по поводу песенки «Чунга-Чанга» один литературный деятель сказал:
— Что за беззаботное место? Почему дети должны всегда отдыхать? А работать, а учиться, а родину любить?
С песенкой «Антошка» Владимира Шаинского и Юрия Энтина получилось ещё хуже. Когда худсовет прослушал её, то первого выгнали из комнаты, обозвав бездарностью, а второму запретили работать с Шаинским. Однако мультфильм всё-таки вышел с этой песней, и впервые его показали в программе «Доброе утро!».
— И уже вечером я услышал, как какой-то пьяный шёл вдоль Садового кольца и во всю глотку орал: «Па-айдём копать картошку!», — рассказывал Юрий Энтин. — Я так обрадовался, услышав этот пьяный голос!
Другой известной песенке Шаинского — «Пусть бегут неуклюже...» — тоже досталось. В конце 60-х годов киношный «папа» Чебурашки и крокодила Гены режиссёр Роман Качанов позвал к себе малоизвестного тогда композитора Володю Шаинского и предложил сочинить песню к мультику.
Шаинский сел за рояль и стал наигрывать мелодии. Послушав одну, Качанов объявил: «Барахло!». После другой заметил: «Ну, это просто ерунда».
— Я обрадовался — уже, значит, лучше! — говорил потом Шаинский. — На пятый раз он наконец одобрил мой опус и повёз меня на вечеринку известных деятелей культуры. Там и состоялась премьера новой песни. Слушатели приняли её более чем холодно.
Рина Зелёная отказалась петь про возраст
Случалось и так, что будущий киношлягер не нравился артистам, которые должны были его исполнять. Например, обаятельная черепаха Тортила из «Буратино» Рина Зелёная наотрез отказалась петь в своей песенке строчки: «Старость всё-таки не радость, люди правду говорят...». И, как ни настаивали режиссёры, на съёмках Рина Зелёная пропустила второй куплет. Так в фильме эта дырка в песне и осталась...
Когда актёр Андрей Миронов перед съёмками в фильме «Достояние республики» прочитал текст песни «Кто на новенького?», он почувствовал себя... оскорблённым.
— Когда мы встретились, Андрей даже не пожал мне руку, а сухо сказал: «У меня образ трагический, а у вас песенка лёгкая!», — вспоминал потом автор слов Юрий Энтин. — Через 15 минут я сочинил второй куплет: «На опасных поворотах трудно нам, как на войне, и, быть может, скоро кто-то пропоёт и обо мне: «Вжик-вжик-вжик, уноси готовенького...». Когда я прочитал эти строки, Андрей расплылся в улыбке. И с этой секунды мы стали друзьями.