Попробуйте объяснить какому-нибудь иностранцу смысл названия «старый Новый год». Вряд ли получится. «Это же недоразумение!» — скажут вам. И будут совершенно правы.
Дело в том, что после революции, в 1918 году, по указу Владимира Ленина Россия перешла на григорианский календарь, который к XX столетию обогнал юлианский на 13 дней. Так что, заснув 31 января 1918 года, жители молодой Страны Советов проснулись сразу 14 февраля. Но Православная церковь этого перехода не признала и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему, юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю).
Новый год по новому стилю пришёлся, таким образом, на последнюю, самую строгую неделю Рождественского поста. Какой уж тут праздничный стол! Именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Новый год по юлианскому календарю. Отмечая ещё тот, петровский Новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.
Дед Мороз «под колпаком»
Обидевшись на церковных иерархов, в 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год, и старый Новый год. Бывшие праздники превратились в рабочие дни. Ёлка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!» — писали детские журналы. Но во многих семьях Новый год продолжали устраивать, хотя и делали это тайно и с большой осторожностью. Ёлку ставили, плотно занавесив окна. Вместо песен и плясок устраивали тихое застолье, чтобы не привлекать внимания бдительных соседей. Так продолжалось до 1935 года, когда Новый год реабилитировали как праздник, дающий возможность властям лишний раз отчитаться о достижениях Страны Советов.
Например, в 1937 году Александрийскую колонну в Ленинграде обвешали шоколадными конфетами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров. Таким образом шедевр советского поп-арта должен был символизировать изобилие, достигнутое к 20-летию Октябрьской революции. А в 1947 году день 1 января «покраснел», став нерабочим.
Все за стол!
Наступило «второе пришествие салата «Оливье». Знаменитый московский повар французского происхождения, чьим именем и названо это блюдо, вряд ли бы узнал в «кулинарном шедевре» советской эпохи своё детище. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат «Оливье» полагалось класть рябчиков, языки, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. Рябчиков заменили «Докторской» колбасой, и от прежнего салата осталось только название.
Во времена Никиты Сергеевича в стране вдруг возникли проблемы с мукой. Тогда в продаже появились хрущёвские батоны, цвет которых отдавал синевой. Из-за нехватки муки фирменным блюдом многих новогодних столов в декабре 1963 года стал «хрущёвский пирог»: из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась та или иная начинка и всё это запекалось в духовке.
Традициям верны
Всё-таки любит русский народ праздники. По данным соцопросов, в 2005 году старый Новый год отметили 60% россиян. В 2000 году таких было лишь 40%. Но больше всего любят старый Новый год на Украине. Так, каждый десятый житель этой страны считает старый Новый год самым большим праздником.
Возможно, причина такой любви кроется в проходящих в это время Святках. Традиционно в Васильев день, 13 января, девушки по всей Руси гадали. Так что у любительниц ворожбы при свечах есть прекрасная возможность провести ещё одну волнующую ночь: а вдруг и правда суженого своего увидите.
А ещё про этот праздник кино есть. Сперва по пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год» Олег Ефремов поставил во МХАТе спектакль, а затем снял одноимённый фильм. С очень жизнеутверждающим диалогом.
— Да что у тебя есть-то? — спрашивают в бане у героя Евгения Евстигнеева.
— А что надо, то и есть...
— А что надо?
— А что есть, то и надо!