Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Шутки с бородой

В советские времена юмористов было гораздо меньше, чем сейчас, но все они по праву заслужили всенародные любовь и признание


      До эпохи «Аншлага» и «Кривого зеркала», в которых артисты травят старые анекдоты и сыплют пошлыми остротами, была эпоха юмористов, которые умудрялись критиковать и шутить в те времена, когда нужно было взвешивать каждое слово. Они высмеивали дефицит, бюрократию, коммунальные неурядицы и заставляли задуматься над жизнью.
     

      «Москва, Кремль, Тарапуньке и Штепселю»
      Популярность дуэта Штепселя (Ефим Березин) и Тарапуньки (Юрий Тимошенко) в 60 — 70-е годы была огромной. Им присылали бракованные изделия («Покритикуйте бракоделов!»), умоляли помочь вернуть мужа, который ушёл к соседке («Вас он послушает!»). Телеграммы слали по адресу: «Москва, Кремль, Тарапуньке и Штепселю». (Самое главное — эти телеграммы доходили до адресатов). А ещё требовали «выдать» зарвавшемуся президенту Америки, ведь политическая сатира тогда была неизменной принадлежностью эстрады. Зрители очень любили номер, когда Штепсель в образе журналиста из капстраны брал интервью у Тарапуньки, а тот потешался над ним, повторяя, подобно эху, окончания слов: «послы — ослы», «минутка — утка».
      Народ их обожал. Как-то перед концертом в Ужгороде к артистам подошла старушка. Сказала, что никогда не выезжала из своего села и приехала только ради их выступления. «Вот увидела вас, теперь и умирать можно», — сказала она.
      Когда в 1986 году в Ужгороде на гастролях скончался Юрий Тимошенко, его напарник ещё некоторое время выступал один, но его успех не шёл ни в какое сравнение с успехом дуэта. Теперь Штепсель и Тарапунька стали легендой, а имена Народных артистов Украинской ССР Березина и Тимошенко занесены в Большую советскую энциклопедию.
     
      Гений пародии
      В конце 60-х — начале 70-х на нашей эстраде взошла звезда молодого пародиста Виктора Чистякова. Его называли родоначальником жанра, гением пародии. Он чрезвычайно точно изображал Козловского, Лемешева, Утёсова, Зыкину, Пьеху и других звёзд. Однажды Клавдия Шульженко, стоя за кулисами, услышала, как Чистяков исполняет «Синий платочек», и с удивлением воскликнула: «Это же я пою!».
      А вот Людмила Зыкина очень не любила, когда Виктор её пародировал. «Ну не нравлюсь я ей, такой щупленький», — весело комментировал артист и вновь выходил на сцену. При этом он никогда не наряжался в женское платье и не надевал париков в отличие от многих современных пародистов.
      В 1972 году Виктор Чистяков погиб в авиакатастрофе в возрасте 28 лет...
     


      Человек с тысячью лиц
      Имя великого эстрадника Народного артиста СССР Аркадия Райкина также есть в БСЭ. «Мастер мгновенного внутреннего и внешнего перевоплощения» — так написано в энциклопедии.
      В советские времена на крик из окна «Райкина показывают!» сбегались и взрослые, и дети. Такой всенародной любовью пользовались тогда только хоккей и «Семнадцать мгновений весны».
      Многие до сих пор помнят ставшие крылатыми фразы «Вкус спесьфичский», «Ты что, детство забыл?», произнесённые с незабываемыми интонациями. Или «Монолог холостяка»: «Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах. Это естественно: я холостяк. Если меня в тихом месте прижать к тёплой стенке, то со мной ещё очень даже можно поговорить...».
      За две-три минуты актёр разыгрывал микроминиатюры с неожиданным поворотом в финале, напоминающие инсценированный анекдот, исполнял несколько ролей в одном спектакле. При этом не всегда переодевался и прибегал к гриму и парикам. Главное чудо — в даре перевоплощения артиста, человека с тысячью лиц.
      Райкин разил невежд, подхалимов, бездельников, взяточников, бюрократов, карьеристов, хамов, формалистов и в то же время великолепно исполнял лирические роли. Таким и запомнился Аркадий Исаакович.
     


      Старые советские бабки
      В эпоху застоя на эстраде появился оригинальный дуэт. Артисты Борис Владимиров и Вадим Тонков неожиданно предстали в образах старушек — Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны.
      Впервые эксцентричные бабульки засветились на телеэкране 1 января 1970 года. Слава пришла сразу после дебюта. Без участия этой пары не обходился ни один праздничный концерт на телевидении.
      Две старушенции, перемывающие косточки всем подряд, больно уж напоминали бабок из соседнего подъезда. Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна стали героями анекдотов наряду с Чапаевым и Штирлицем.
      Интеллигентная, но глуповатая хохотушка Вероника Маврикиевна постоянно становилась объектом насмешек мудрой, но хамоватой Авдотьи Никитичны. Этот контраст и создавал иронические ситуации. Не обходилось и без острой по тем временам политической сатиры. Поскольку рождались эти шутки, так сказать, по недомыслию («что с бабушек возьмёшь!»), им многое прощалось и сходило с рук. Хотя не всегда...
      «Какая разница между химическим составом воды и коньяка?» — спрашивала Авдотья Никитична. Вероника Маврикиевна напрягала память: «Химический состав воды — аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю». — «Как была ты неуч, так и осталась: вода — это, ты правильно сказала, аж два о. А коньяк — аж восемь двенадцать!». Эту фразу, критикующую повышение цен на алкоголь, вырезали из миниатюры.
      Звёздный дуэт Владимирова и Тонкова просуществовал 12 лет. Актёры перестали выступать вместе с 1983 года. Когда умер Владимиров, Тонков попробовал найти замену, потом, поняв, что это невозможно, выступал один. Его редкие появления на сцене зрители всё равно встречали овациями, аплодируя скорее старым добрым временам, когда они так любили Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну...
      Нынешние «клоны» Никитичны и Маврикиевны под названием «Новые русские бабки» не любят сравнения с дуэтом Тонкова и Владимирова. Но ничего не поделаешь: идея та же, вот только шутки — на потребу сегодняшней публике...
     
      Смех, да и только
      Программа «Вокруг смеха» появилась в начале 80-х и стала глотком свежего воздуха на телевидении. Первую передачу зрители приняли на ура. В ней участвовали Леонид Утёсов, Рина Зелёная, Михаил Жванецкий. Именно в «Вокруг смеха» впервые выступили Задорнов, Филиппенко, Розенбаум. А ведущий — пародист Александр Иванов — стал одним из самых популярных юмористов советской эпохи. Зрители называли его по-свойски Сан Санычем. Судьба уготовила ему амплуа саркастичного, мрачноватого комика, а его пародии очень нравились публике.
      Объектом творческих нападок Иванова становились поэты и прозаики, в том числе такие знаменитости, как Евтушенко, Рождественский, Доризо. Пожалуй, самая известная его пародия — на стихотворение члена Союза писателей поэта Валентина Сидорова, опрометчиво написавшего такие строки: «Косматый облак надо мной кочует, и ввысь уходят светлые стволы». Иванов его интеллигентно уничтожил пародией, которую читал без тени улыбки: «В худой котомк поклав ржаное хлебо, я ухожу туда, где птичья звон. Я вижу над собою синий небо, косматый облак и высокий крон...». Здесь были и «весёлый птичк», и «зелёный травк». А заканчивалось творение Иванова нетленным, вышедшим в народ выводом: «Велик могучим русский языка!».
      Сан Саныч, ушедший от нас в 1996 году, был человеком отменного вкуса. На смех «ниже пояса» в программе было наложено строгое табу. В свою программу он на пушечный выстрел не подпускал Петросяна. Тот обижался и говорил, что придёт когда-нибудь и его время...


 

 











Сайт управляется системой uCoz