Рожденным в СССР посвящается... 

Сборник статей "Сделано в СССР"

Внимание, сейчас вылетит пробка!

В 2006 году «Советскому шампанскому» стукнуло 70лет


      По странной иронии судьбы именно 70 лет назад, в 1936 году, Совет народных комиссаров принял решение о массовом производстве в молодой Стране Советов игристых вин. Именно с тех пор на прилавках каждого винно-водочного магазина можно было найти бутылочку «Советского шампанского». Впрочем, впервые шампанское появилось в России, разумеется, значительно раньше.


      Игристая революция
      Самым известным поставщиком игристого вина к царскому двору было имение Абрау-Дюрсо. И работал там скромный сотрудник Антон Михайлович Фёдоров-Багреев, которому было суждено стать крёстным отцом «Советского шампанского». Правда, его служба революционному народу началась не совсем обычно. Когда большевики добрались до Абрау-Дюрсо, они, естественно, не смогли пройти мимо царских винных погребов. А молодой служащий отказался пропустить новых хозяев, за что и был приговорён к расстрелу. Рабочие завода спрятали Багреева среди бочек, а сами побежали с петицией к начальству. Здраво рассудив, что шампанское революции не помеха, красные комиссары заменили смертный приговор на трудовой договор.
      Но в бедной стране благородный напиток, произведённый по старинным рецептам, был не по карману простому населению. В традиционной технологии нужна была своя революция. И в 1920 году она состоялась: всё тот же Фёдоров-Багреев придумал производить шампанское не в бутылках, выдерживая их по несколько лет, а в специальных резервуарах всего за три недели. За что и был удостоен Госпремии и должности главного шампаниста Страны Советов.


      Пузырьки на конвейере
      Великий «отец народов» тоже приложил руку к такой далёкой от государственных дел сфере, как виноделие. Есть легенда о том, что в послевоенные годы на приём к Сталину как-то пришёл министр пищевой промышленности со списком предприятий, которые предполагалось наградить орденами к новогоднему празднику. Просматривая список, Сталин вдруг спросил:
      — Пачэму вы хатитэ наградить завод шампанских вин?
      — За годы советской власти шампанское стало поистине народным напитком, — робко объяснил министр.
      — Народным? — с усмешкой переспросил Сталин. — А мне кажэтся, оно нэмного кислит!
      Перепуганный министр помчался исправлять недоработку. В тщательно проверенные и отобранные лично для вождя бутылки добавили ликёра из старого вина и сахар. «Отец народов» попробовал получившийся коктейль, одобрительно кивнул и подписал представление о награждении виноделов орденом. Так возникло «Советское шампанское» сладкое.

     Советские виноделы могли похвастаться если не вековыми традициями, то научным подходом к вопросу. Ни в одной стране мира не было столько исследовательских институтов виноделия, сколько их было в СССР. Результаты не заставили себя ждать: идею Фёдорова-Багреева уже в 1940-м развили его ученики, начав производить игристое поточным методом. Новое изобретение настолько упростило производство и удешевило продукт, что в первые послевоенные годы «Советское шампанское» продавали на розлив! Узнав об этом, Аргентина, Греция, Италия, США, Франция, ФРГ, Чили, Швейцария и другие поспешили приобрести лицензии на внедрение советского метода производства шампанских вин.
      И всё бы хорошо, но завистливые французы очень скоро могут лишить нас «Советского шампанского». Дело в том, что для вступления России во Всемирную торговую организацию ей придётся отказаться от использования некоторых советских брендов (в том числе и шампанского) на том основании, что шампанское, по мнению французов, в мире одно — произведённое в Шампани.


      Всем шампанского!
      Игристый напиток сыграл свою роль и в отечественном кинематографе. Согласно всезнающей статистике самой популярной фразой отечественного кино стала реплика героя Анатолия Папанова в фильме «Бриллиантовая рука»: «Шампанское по утрам пьют либо аристократы, либо дегенераты!».
      По поводу этого киноэпизода в среде российских рекламистов одно время ходила забавная байка. Якобы бутылка «Советского» в кадре, если присмотреться, явно намеренно повёрнута к камере титульной этикеткой. Сделано это было специально для того, чтобы зритель лучше запомнил марку. Так что в тонкостях рекламы советские деятели торговли уже тогда разбирались не хуже американцев.
      Кстати, праздничным напитком Леонид Гайдай расплачивался за каждый придуманный актёрами трюк в «Кавказской пленнице». Говорят, что в итоге Никулин заработал на этом деле 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — всего лишь одну, но только потому, что не любил шампанского.


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











Сайт управляется системой uCoz